История возникновения села

Деревня на месте с. Б. Рой возникла в 1492г., как поселение «луговой черемисы». Марийцы селились раньше в местах впадения в большую реку маленьких речек и ручьев. Таким местом и оказалась территория сегодняшнего села. Тогда река Вятка (ее русло) протекала недалеко от села, прямо под кладбищем. Здесь, на крутом берегу древней Вятки при впадении в нее Ройки, и поселились марийцы. Кругом был густой лес. Поселение было большим, до самого Хуторянского лога, протянулось вдоль левого берега Ройки и носило название Куго Рой (Большой Рой). «В соответствии с указом царя Петра I от 1713 и 1720 годов, обязавшими церковные власти в ближайшее время крестить «инородцев», началась кампания по насильственной христианизации язычников-марийцев. Это послужило причиной того, что марийцы уходили в Предуралье, в бассейн реки Белой» (С. Черных «Уржумская старина», №4 за 1991 год, с. 14).

По рассказу И. П. Орлова можно понять, что «после начала насильственного крещения марийцев за одну ночь верхний конец села снялся, оставив свое жилье и ушел на Урал в Пермскую область или Башкирию.

На правом берегу реки Ройки были выселки Ι и ΙΙ. ΙΙ Выселок расположен ниже по течению Ройки и носил название Шарлонго (шар – ступа, лонго – поселение, улица), позднее и до сегодняшнего дня ΙΙ Выселок носит название Шармара. Это чисто марийское поселение, такое же древнее, как само село. Об этом говорит наличие около Роя и во ΙΙ Выселке языческих рощ для молений, которые носят название Юмын Ото (божий лес), в русском значении – Кереметище. В этом божьем лесу у каждого марийского дома было свое дерево, его украшали полотенцами, лентами. Чтобы бог исполнил просьбу, дереву приносили жертву: гуся, барана. Под деревом варили с этим мясом кашу, ели, кости бросали у дерева. Оставшееся уносили домой и доедали дома.

I Выселок возник позднее, во второй половине 18 века, после разгрома Пугачевского восстания. Восставшие, спасаясь от гнева Екатерины ΙΙ, разбежались по лесам. Многие из них жили на левом берегу Вятки в густом лесу в землянках. Промышляли охотой и разбоем. После прекращения гонений самовольно поселились на правом берегу реки Ройки, не спросив разрешения марийской общины. Община была недовольна самовольным поселением, которое марийцы называли Кюшюль Мучаш. Марийские старейшины часто говорили о I Выселке: «Как пришли, так и уйдут». Эти слова практически сбылись. Сегодня I Выселка почти нет: жители разъехались или умерли. В I Выселке жили русские и марийцы.

Но возможно древние поселения существовали здесь и раньше. Об этом свидетельствует наконечник дротика, найденный во время весенней обработки на огороде Соболева Александра Андреевича. В результате исследований, проведенных лабораторией археологических исследований Удмуртского университета сделано заключение: «Кремневый наконечник дротика (короткое охотничье копье) обработан сплошной двусторонней ретушью. Такие наконечники изготовлялись и использовались в конце каменного века V – II тыс. до н. э. ( эпоха неолита – энеолита).» ( Ванчиков В. В., сотрудник Вятско-Камской археологической экспедиции Института археологии АН СССР).

Из рассказа старейшей жительницы села Мосуновой Раисы Ивановны история села такова: «Когда на это место пришли марийцы – здесь шумел густой лес. Но долго здесь марийцам жить не пришлось: мешали разбойники, которые без конца нападали на них и грабили. Чтобы спастись от набегов, марийцы ушли на правый берег реки Ройки и там, в густом лесу, поселились. Так появился ΙΙ Выселок. А на их место пришли новые марийские поселенцы. Но, когда началось принудительное крещение, марийцы все за одну ночь ушли из деревни на Урал, в Пермскую или Уфимскую губернии. На смену им пришли новые марийские поселенцы».

Первые же русские на территории села появились, возможно, во II или I половине XVIII века. Предположительно это были Пестовы. Более достоверные сведенья о появлении русских известны на селе многим потомкам других переселенцев – Семеновых. Семейное предание гласит так: «Семенов Кирилл вместе со своей семьей приехал сюда из Петровского. Понравились ему заливные луга и он решил поселиться здесь. Землю купил у марийской общины за 2 ведра самогона. Место под постройку дома расчистили от леса и из этих деревьев был срублен большой дом». Таким образом, точной даты образования села пока не установлено, но в статье «Уржумские воеводы в конце XVI-XVII» есть такие строки: « В X VII веке в состав Уржумского уезда входила Малмыжская дорога с волостями Шурминской, Рошкинской и Роинской …» (Уржумская старина, №5 за 1991 год). Уже к 1716 году в Ройской волости было 29 хозяйств, в которых насчитывалось 284 человека. (С. Я. Черных «Население Уржумского уезда по данным переписи 1716 года»). Значит уже в 1716 году существовал Рой как центр Ройской волости.

Какова была численность населения в Рою? «Из переписной книги 1747 года» следует: «Деревне Рою новокрещен – 5, черемис – 70, всего 75 душ.