Население села

Численность населения в селе составляет сегодня 791 человек. Население формировалось в течении длительного времени. Первыми поселенцами были марийцы. Фамилии они не имели, а в 19 веке возникла необходимость каждому человеку иметь три отличительных признака: имя, отчество (чей сын) и фамилию (как принадлежность к определенному роду). Большинство марийцев фамилии принимать не хотели и уездные исправники присваивали фамилии по своему усмотрению, по желанию семьи, по имени главы семьи или по прозвищу или занятиям, большей частью они брали фамилии богатых людей. Так среди марийцев появились Бушковы, Зеленцовы, Тимофеевы, Кузнецовы, Плотниковы. Но были и чисто марийские фамилии: Мамеевы, Ошергины.

Первые русские переселились сюда, возможно, из Северо-Новгородских земель, спускаясь вниз по течению реки Вятки на лодках – ушкуях. Это были свободолюбивые люди, которые не терпели над собой никакой власти. За строптивый характер их звали новгородскими ушкуйниками. С севера они принесли с собой особый тип постройки: пятистенные и двухэтажные дома с шатровыми крышами; сени, клеть и погреб строились под одной крышей с домом. У некоторых были террасы с точеными балясинами, большой двор, высокие тесовые ворота с крышей. На окнах – наличники со ставнями, украшенные глухой резьбой. Это были Семеновы, кроме них в селе издавна живут Панфиловы, Кожевниковы.

Жителей села отличает «окающий» говор, который характерен для Новгородской и Архангельской областей. «В 1874 или 75 году весной в распутицу  деревни Большой Рой и Петровское с целью изучения говоров посетил  варшавский профессор Митрофан Алексеевич Колосов, издавший затем книгу «Заметки о языке и народной поэзии в области северного русского наречия».

В последние годы жители села пополнились переселенцами бывших починков: Александровского, Рождественского, Максимовского, Гремицкого. Они потомки крепостных, привезенных Мосоловым из центральных губерний России (Тульской, Владимирской, Московской) для работы на железоделательных заводах. Их от коренных жителей села отличает «акающий» говор.