Традиции села

Жители села – православные, со ΙΙ половины XΙX века до 1939 года в селе действовала церковь Рождества Богородицы. Построена она была на возвышенном месте в нижнем конце деревни. Постройка была деревянной. Два раза в год при церкви на Прощу и Богородскую (21 сентября) был базар. На нее съезжались и приходили жители близлежащих деревень. На базаре продавались ягоды, яблоки, овощи, продукция животноводства, мед. Здесь можно было купить глиняную посуду, горшки, игрушки – свистульки у приезжих торговцев.

Жители села были трудолюбивы. Но особенно много приходилось трудиться марийским женщинам. Они вели дом, воспитывали детей, кормили скот, копались в огороде, обрабатывали коноплю, ткали и шили одежду и вышивали ее. Труднее всего приходилось молодым женщинам в доме мужа. Свекровь сваливала всю работу на молодушку, а сама отдыхала.

« По иному было у русских. Вначале, когда сыновей еще не отделяли, мужчины на полевых работах работали вместе, а женщины вели дом, распределив обязанности между собой: одна варила обед, другая водилась, а третья ходила за скотом. Для мужчин, возвращавшихся с поля, варили ведерные чугуны щей, каш и ставили двухведерные самовары. Моей бабушке, самой молодой в семье, старшие снохи никогда не позволяли ставить и поднимать двухведерный самовар. Старшая – Анна Васильевна, жена Ивана Васильевича Семенова всегда говорил так: « Не трогай, Саша! Я сама, сама!». Любили в селе и праздники: марийцы праздновали Троицу и Егорий Зимний. У русских праздновалось больше праздников: праздновали Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу, Петров день и Богородскую. Наиболее почитались последние три. В Троицу по селу носили с песнями богато украшенную березку, а вечером устраивали хороводы. В петров день в село съезжались гости; чтобы сходить на кладбище и помянуть умерших. Более всего почитали Богородскую. Ее праздновали 21 сентября. Это престольный праздник села. Как и на Петров день, на Богородскую съезжались гости. Односельчане – родственники, принаряженные, отправлялись в гости друг к другу.